16 февраля 2017 года театру «КОМЕДIЯ», что в Нижнем Новгороде, исполнилось 70 лет.
Сначала был «Снайпер». 23 апреля 1942 года в Горьком появился этот театр миниатюр и эстрады с говорящим названием, учрежденный при филармонии. Смех как оружие против врага, смех как опора народной стойкости стал главной репертуарной, постановочной и исполнительской идеей.
Принято считать, что Горьковский театр комедии — наследник эстрадного театра «Снайпер», который был организован в 1942 году Н. С. Северным и А. А. Ивановым. С этим трудно спорить, поскольку коллектив «Снайпера» практически в полном составе влился в труппу вновь образованного Театра комедии. Однако и «Снайпер» возник не на пустом месте. Он сам — лишь очередной этап возрождения театров малых форм, которые, начиная с середины 1920-х годов, в том или ином виде существовали в Нижнем Новгороде — Горьком, принимая вид то ГОМЭЦ (ТЕМАФ) — эти странные аббревиатуры сегодня ничего нам не говорят, а в конце1920-х это был весьма известный Театр малых форм при Государственном объединении музыкальных, эстрадных и цирковых предприятий, — то Горьковского мюзик-холла и театров миниатюр, существовавших при Горьковской филармонии и, в свою очередь, наследовавших многочисленным театрам малых форм, которые появились одновременно с кинематографом и были популярны в России в 20-е годы XX века («Синяя блуза», Теревсат, ТЭМы). Во-вторых, «Снайпер» — последователь Ленинградского театра комедии им. Н. П. Акимова и Московского театра сатиры, по их «образу и подобию» организованный, по их репертуару строящий свой. С сентября 1942 года художественным руководителем театра стал актер Горьковского театра драмы, заслуженный артист РСФСР Н. А. Левкоев, привнеся с собой богатые традиции местной театральной школы.
Театр принимал зрителей в старых филармонических стенах, на улице Свердлова. Организацией занялись опытные администраторы: в первую очередь, директор филармонии К.Н. Нуждин. Репертуарную часть обеспечивали Владимир Масс и Михаил Полонский. Именно они, а также музыкальный руководитель В.А. Махлин сочиняли эстрадные миниатюры и сатирические куплеты. За музыку отвечал уже знаменитый Борис Мокроусов. Иногда частушки придумывали экспромтом, на ходу, и энергетика исполнения с лихвой компенсировала импровизационные шероховатости. Куплеты сменялись лирикой, гротескные и эксцентричные танцы — импровизациями на балалайке и гавайской гитаре.