Нижегородский государственный ордена «Знак Почета» театр юного зрителя создан по инициативе известного нижегородского актёра, режиссёра и антрепренера Н.И. Собольщикова-Самарина. В 1927 году он обратился к выпускникам нижегородского театрального техникума со следующим письмом:
«Мои молодые друзья! На ваше усмотрение я вношу следующий проект: предлагаю создать исключительно из ваших сил спектакль, студийно и детально проработанный ВНЕ наших очередных репетиций. Вы на общем собрании намечаете пьесу, из вашей группы вы выбираете режиссёра, сорежиссёра, лаборантов, помощника, суфлера, художника для оформления, распределяете роли и т.д.
В начале 40-ых годов открывается новая страница в истории театра. ВОВ внесла свои серьёзные коррективы в творческую жизнь ТЮЗа. Часть актеров ушла на фронт, были организованы фронтовые бригады, театр регулярно давал спектакли и концерты в воинских частях и госпиталях. В это время в репертуаре глубоко патриотические темы: «Партизаны уходят в лес», «Шел солдат с фронта», «Давным — давно», «Бессмертный», «Юность отцов» и др. В 1942 году концертная бригада театра полтора месяца пробыла на фронте. Вторая – организованная вместе с театром драмы – также выступала на передовой линии. В общей сложности за время войны ТЮЗ дал 1250 концертов и спектаклей, из которых 226 были показаны в действующей армии.
После войны ТЮЗ продолжал работать очень активно.
На сцену выходят герои Шекспира, Островского, Лонгфелло, Горького, Лермонтова, Бальзака и др. Спектакли «Город на заре», «Бронепоезд 14-69», «В дороге», «В людях», «Девочки –мальчики» становятся призерами Всероссийских и Всесоюзных фестивалей и смотров. Театр переживает пору взлета. О его творчестве узнают далеко за пределами города. Ряд спектаклей играется на сцене Кремлевского театра.
В это время в театр вливается «новая кровь», приходит группа молодых актеров: это будущий первый народный артист ТЮЗа А.Палеес, будущие заслуженные артисты Н.Тареев, Н.Разумова, актеры: Р.Лоицкая, О.Треймут, Н.Славинская, О.Думпе, Е.Беспалов, Я. Зильберкант. Они работают на одной сцене с мэтрами: Е. Ярошенко, А.Крыловой, И.Негановым, В.Сергеевой, К.Кузнецовой.
В 50-60 –е годы в труппу влилось новое поколение молодых талантливых актеров: Р.Вецнер, К.Кулагин, А.Усов, М.Фомина.
20 лет проработала в театре режиссером Р.Я.Левите (ныне заслуженный деятель искусств, творческий руководитель отделения «Актер драматического театра и кино» в Нижегородском театральном училище им.Е.Евстигнеева). Она поставила около 50 спектаклей. Среди них «Коварство и любовь», «Олеко Дундич», «Слуга двух господ», «Недоросль» и др.
Здесь с должности заведующего литературной частью начинает свою профессиональную карьеру в театральной сфере А.Смелянский (ныне проректор Школы-студии МХАТа). Вместе с Р.Вецнером и Ю.Беспаловым они пишут и ставят поэтическое представление о «Времени и о себе».
С начала 1987 года в театр приходит новый главный режиссер, заслуженный деятель искусств РФ,
лауреат Государственной премии России им. К.С. Станиславского, лауреат премии им. Н.И. Собольщикова-Самарина В. Симакин. Его первый спектакль «Завтра была война» Б.Васильева продолжал лучшие традиции Горьковского ТЮЗа в поисках новых сценических решений. Второй его спектакль «Принцесса Турандот» продолжил поиски театром яркой зрелищности, музыкальности, импровизационной манеры существования актеров на сцене. Впервые в России на сцене ТЮЗа режиссером В. Симакиным были осуществлены постановки пьес «Сны Евгении» А.Казанцева и «Евангелие от Иуды» А.Слаповского. Спектакли «Завтра была война», «Принцесса Турандот» и «Сны Евгении» получили высокую оценку критики и стали лауреатами областного театрального фестиваля. Параллельно с этим продолжается одно из главных направлений в репертуаре театра — обращение к русской и зарубежной классике.